Автор: Даут Юлтый
Издательство: Советский писатель
Место издания: Москва.
Тип переплёта: твёрдый
Год издания: 1966
Формат: Стандартный
Количество страниц: 192
Вес 252 грамм
(* на mеshоk по 350 руб. стоит такая книга)
Аннотация:
Мы растягиваемся в траншее, где хлюпает вода. Над нами рвется шрапнель. Снаряды падают то сзади, то спереди нас,- фонтанами дыбится земля, визжа и посвистывая, летят осколки... Безжалостен и жесток суровый быт войны, нарисованный писателем. nЭто о башкирских парнях Булате, Байгуже, Буранбаеве и их товарищах, сражающихся на полях первой империалистической войны, написал суровый и правдивый роман башкирский писатель Даут Юлтый. Всем ходом повествования он жестоко осуждает несправедливую, империалистическую войну. nТемные, политически не просвещенные солдаты на полях кровавых сражений получают первые уроки классовой борьбы. Постепенно зреют гроздья гнева. На последних страницах произведения читатель видит, как герои романа становятся на путь открытой борьбы против войны. nРоман повествует о событиях давно минувших дней, но своим пафосом отрицания, осуждения империалистической войны он и сегодня звучит актуально.
Выдающийся башкирский писатель, внесший большой вклад в становление национальной литературы, печати и искусства, Даут Исхакович Юлтыев (Даут Юлтый) родился 18 апреля 1893 года в деревне Юлтыево Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. Начальной грамоте обучил его отец. Окончив медресе в родной деревне, продолжил обучение в Сорочинском медресе. Чтобы иметь возможность учиться, юный Даут батрачил, уходил на заработки. Затем сам учил в своей деревне детей.
Вместе с братьями Даут Юлтый познал, что представляют собой слякотные окопы первой мировой и сущность самой войны. Именно здесь родились его стихи «Сумка» и «Кровопролитие», раскрывающие социальную подноготную этой антагонистической бойни. И когда грянула Октябрьская революция, он уже был готов принять ее.
Вступив добровольцем в Красную гвардию, Даут Юлтый прошел потом через многие фронты Гражданской войны. Он сражался и оружием, и пером. Редактор газеты «Кызыл юлдуз» («Красная звезда»), партийный секретарь канткома на Туксуране в Оренбуржье — вот лишь немногие посты, которые доверяли ему. Пафос революции, публицистичность и ясность мысли несут в себе лучшие стихи поэта в те годы. В 1921 году Даут Юлтый начинает работать редактором газеты «Башкортостан». В том же году он принял участие в работе IX Всероссийского съезда Советов.
Яркой страницей в биографии писателя и общественного деятеля молодой Башкирской республики стала встреча с В.И.Лениным в конце 1921 года. Ленин посоветовал, как лучше освещать в печати сложные стороны общественной жизни, помог с обеспечением газеты «Башкортостан» бумагой.
Первые стихи Даут Юлтый написал еще в 11 лет. В печати его стихи появились еще до революции. Первая книга Юлтыя «Уральские мелодии» («Урал мондары») вышла в 1921 году, талант его раскрывался и креп в буднях великих строек пятилеток. Из-под его пера в эти годы выходят яркие, наполненные пафосом борьбы и труда поэмы «Сказка о нефти», «Айхылу», «Мэйсара». Как прозаик Даут Юлтый ярко показал себя в романе «Кровь», замечательных рассказах «Маленький Кутуш», «Камиля».
В романе «Кровь» Даут Юлтый стремился к глубине и широте обобщения, хотя строгая достоверность придает роману характер и социальной хроники мемуарного типа. Роман построен по принципу дневника, где последовательно изображается солдатский быт на войне. В этом писатель следует примеру Анри Барбюса, давшего всемирно известному роману «Огонь» подзаголовок «Дневник взвода».
После учебы в Москве, в институте красной профессуры, Даут Юлтый редактирует журнал «Октябрь», газету «Эдэби удар» («Литературный удар»), работает в научно-исследовательском институте национальной культуры, участвует в создании Союза писателей Башкирии.
Даут Юлтый был и видным драматургом. Его пьесы ставились на сценах многих театров. Трагедия «Карагул», написанная в 1920 году, заложила основы историко-бытовой драматургии. Остродраматические события определили сюжетную динамику пьесы, а антагонистический конфликт способствовал рельефному отображению взаимоотношений героев и социальных групп. К 15-летию Башкирского государственного театра драмы (1935) пьеса «Карагул» была сыграна на сцене более 300 раз и вошла в ряд классических произведений башкирского театра и драматургии. Его агитпьесы на актуальные темы «Колансэс» (1925), «На мельнице» (1927) также заняли ведущее место в репертуаре национального театра.
В 30-е годы Даут Юлтый продолжал активно работать в жанрах драматургии. В 1931-1932 годах успешно шли в театрах его пьесы о колхозной жизни «Кто ты?», о негативных тенденциях — «Аралбаевы». Популярными были его пьесы «Найденный Марат», «Янтуря», «По своей дороге», «Акшан-батыр» и другие. Драмой «Макталихылу» Юлтый развивал традиции и достижения трагедии «Карагул».
Если поэзия и драматургия Даута Юлтыя тяготеют к романтическому стилю, то его проза с самого начала развивалась в реалистической основе. Первым, наиболее зрелым его произведением был рассказ «Маленький Кутуш» (1919). Его проза начала 20-х годов отмечена интенсивными художественными поисками. О формировании и становлении новых идейно-эстетических принципов в творчестве писателя свидетельствуют рассказы «Философия Тимеркая» (1924), «Артист Халькай» (1926), «Умат» (1926), повесть «Алима, или свадьба старика Мырдыша» (1929). В этих произведениях автор, рисуя типические характеры времени, раскрывает особенности нового человека, природы взаимоотношений личности и истории, личности и коллектива.
Писателем и общественным деятелем Башкирии Даутом Юлтыем написано много интересных и ценных статей по вопросам истории и теории башкирской литературы и народного творчества. Вот почему глубок и неизгладим след в национальной культуре одного из основоположников башкирск