Во второй половине девятнадцатого века фарфоро-фаянсовая промышленность на Волыни и Подолии стала бурно развиваться. Создание нового для здешних мест производства облегчали богатые источники сырья и, конечно же, люди, издавна занимающиеся родственным гончарным промыслом. Одно из старейших предприятий Украины – Коростенский фарфоровый завод. Его продукция сегодня довольно ценна, а продажа антиквариата может принести немалую прибыль.
История успеха
В 1904 году поляк Тимофей Пржибыльский открывает в Коростене предприятие немецкого образца по выпуску фарфоровой и фаянсовой посуды. Упаковывают в бочки и вагонами везут в Польшу:
- тарелки и масленки;
- чашки с блюдцами и молочники;
- чайники, кофейники и проч.
Продукция сделана по чужим формам («Лимож», «Французская грань», «Минтон рококо»). Обратно красивый и полезный товар практически не возвращался: сбыт недешевых изделий происходит в основном за пределами региона, для населения Полесья фарфоровая посуда – роскошь.
После революции выпуск изысканного фарфора для пролетариата сочтут нецелесообразным. На восстановленном после гражданской войны заводе в 20-е годы начнут производить фарфоровые изоляторы, необходимые для осуществления плана ГОЭЛРО. Однако вскоре ассортимент расширяется за счет «корабельного фарфора» – обыкновенных прочных тарелок для нужд армии и флота, а также «общепитовских» (с цветной отводкой, реже – с росписью анилиновыми красками). Элементами декора становятся символы нового государства: звезда, серп и молот. Стиль довоенных изделий был обусловлен идеологической установкой на предельную демократизацию предметов массового потребления, что сделало невозможным любые попытки эстетизации фарфора.
С восстановлением производства после войны ассортимент изделий значительно расширяется. Теперь здесь выпускают не только тарелки, но и масленки, сервизы, вазы, настольную скульптуру, пудреницы, сувениры. Складывается коллектив скульпторов и живописцев. По заказу Совнаркома создаются уникальные сервизы «Победа» и «Волго-Дон», запечатлевшие эпоху в хрупком материале. На огромных блюдах в первом случае –салют над Кремлем, а во втором – подробная карта Волго-Донского канала. Позже появится сервиз «Хлеб», украшенный сюжетами на тему освоения целины. К середине 50-х гг. возрастает значение художественного оформления:
- обогащается палитра красок;
- начинается широкое применение золота для отводок, покрытие кобальтом;
- создается художественная лаборатория.
Завод начинает работать в полную силу.
Малая пластика
Наряду с посудой выпускаются фарфоровые статуэтки. Первое поколение художников работает преимущественно в русле украинской традиции. Популярные еще в девятнадцатом веке фигурки пастушек и «народных типов» сменяют статуэтки, отражающие современную жизнь. Изделия из серии «Профессии», «Фараоны» (герои любимой народом комедии), гоголевские персонажи, и, конечно же, олимпийский мишка не застаивались в магазинах и тогда, а сегодня они просто находка для коллекционера.
С приходом на предприятие В. Трегубовой в качестве скульптора, а позже – главного художника (1967–1999 гг.) коростенская продукция получила мировое признание, а сам завод занял лидирующие позиции в фарфоровой отрасли СССР. Ее работам присущ особый стиль. Под руководством талантливой женщины создается много продукции. Именно в этот период о Коростенском заводе заговорили как о достойном конкуренте Рижского и Ломоносовского предприятий. Лучшие фигурки Трегубовой поражают своей выразительностью, проработкой мелких деталей: даже при размере меньше 7 см в них очень точно переданы характеры персонажей.
За рубежом завод впервые был представлен тоже скульптурами этой художницы: в 1958 году на выставку в Брюсселе отправляют ее работы «Турист» и «Дворник», к студенческому фестивалю, проходившему в столице, создала серию «Танцы народов СССР». Очень ценятся коллекционерами такие фигурки, как «Частушки», «Кармен», «Пара фотографов-стиляг» и проч. Над мелкими деталями трудилась также скульптор Вера Яцевич, благодаря которой стала известной серия анималистических миниатюр (зебра, жираф, косуля, коза с козленочком). Еще много чего можно рассказать об удивительном культурном явлении – коростенском фарфоре, но куда лучше о нем поведает продукция этого украинского завода.